YмньIе мюсли для интеллигенции

Сообщение
Автор
02-12-2012, 11:02
Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир находится в хаосе потому, что вещи любят, а людьми пользуются.

Последний раз редактировалось Leo 02-11-2015, 12:43, всего редактировалось 2 раз(а).


Don't worry, be Buddha!
02-12-2012, 11:37
Мне понравилась мысль из фильма "Отель Мериголд":
"В конце концов все будет хорошо. А если пока не все хорошо - значит, это еще не конец!"

Чтобы жить и радоваться, надо всего две вещи:
во-первых, жить, а во-вторых, радоваться.
02-12-2012, 12:23
Зося писал(а):
А почему только для интеллигенции?

Да просто по образу и подобию аналогичных тем :oops:

Don't worry, be Buddha!
02-12-2012, 13:22
Тот, кто прочитает дальнейший текст, получит наверное большое удовольствие :)

"Жертва vs, работа. Жертвенность является одной из центральных категорий русской интеллигенции, причем самым непосредственным образом связанной с проблемой свободы: интеллигент (варианты: народоволец, революционер и т. п.) жертвует собственным благополучием, а в идеале — и жизнью ради свободы и счастья других (т. е. народа).
Этот интеллигентский лейтмотив имеет двойственное происхождение: несмотря на то что дореволюционная интеллигенция в целом характеризовалась как антиаристократическим, так и атеистическим настроем, он восходит, с одной стороны, к традициям бескорыстной революционности российского дворянства (так, Герцен называет декабристов «воинами-сподвижниками, вышедшие сознательно на явную гибель» и «мучениками будущего»), а с другой стороны, к библейским формулам типа «душу свою за други своя»12. Как бы то ни было, стереотип жертвенности оказывается гораздо более устойчивым, нежели любые политические, идеологические и т. п. разногласия в среде русских интеллигентов. Если и есть что-то общее в психологическом складе Ленина и Солженицына, так это, в первую очередь, умиленность формулой: «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Так, по А. И. Солженицыну:
Проход в духовное будущее открыт только <...> через сознательную добровольную жертву. Меняются времена — меняются масштабы. 100 лет назад у русских интеллигентов считалось жертвой пойти на смертную казнь 13. Сейчас представляется жертвой — рискнуть получить административное взыскание. И по приниженности запуганных характеров это не легче, действительно (Солженицын 1995: 127).
Впрочем, тут же выясняется, что «административные взыскания» упомянуты в целях разве что риторических — жертва имеется в виду самая что ни на есть настоящая:
Из прошедших (и в пути погибших) одиночек составится эта элита, кристаллизующая народ (Солженицын 1995: 128)11.
В высшей степени примечательно, что к искупительной жертве Солженицын зовет не кого-нибудь, а все тех же-порицаемых им образованцев, вернее — их детей (жертва должна быть безвинной!):
<...> осваивать жестокий Северо-восток <...> придется нашим излюбленным образованским детям, а не ждать, чтобы мещанство ехало вперед. <...> Из нашей нынешней презренной аморфности никакого прохода в будущее не оставлено нам, кроме открытой личной и преимущественно публичной (пример показать) жертвы (Солженицын 1995: 127-128; курсив автора. - М.Л.).
-----------------------------------
12 Как уже неоднократно отмечалось, многие интеллигенты происходили из духовенства. Тем не менее, сводить проблему к происхождению и воспитанию было бы заведомым упрощением. Важнее вскрыть внутреннюю логику концептуализации. Как отмечал еще С. Булгаков и др. авторы <Вех», ниспровергшая Бога интеллигенция возводит на опустевшем месте кумиры (главным из которых является народ), которые кодифицируются в привычных религиозных терминах.
13 Это очень важная проговорка, выдающая интеллигентские корни писателя: на смертную казнь шли лишь те из интеллигентов, кто вслед за народовольцами встал на путь терроризма. При этом — тут Солженицын совершенно прав — сам террорист (и духовно его питавшая интеллигентская среда) жертвой считал себя, а не того, против кого его террористический акт был направлен.
14 Психоаналитически настроенный исследователь отметил бы здесь знаменательную неопределенность синтаксической конструкции. Вероятно, автор имел в виду, что элита будущего будет составлена как из прошедших, так и из погибших (что является реализацией в достаточной мере традиционного образа интеллигенции как народа Божия, как Церкви), однако сквозь этот образ просвечивает и нечто иное — самоцельная устремленность к смерти: гибель в пути — это и есть прохождение в будущее, только погибшим и открыт проход туда.
Хотя с точки зрения здравого смысла и не понятно, в чем состоит выгода от того, что Северо-восток (Сибирь? Колыма?) будет осваиваться не квалифицированным трудом специалистов, но жертвенным трудом образованских детей — жертвенной элитой будущего, — и, далее, как все это связано с «неучастием во лжи» (Солженицын 1995: с. 129; уж не по принципу ли ех oriente lux?), эта географическая проекция этической проблематики вовсе не случайна — все это мы уже встречали (пусть иногда и с противоположным знаком) и у Владимира Соловьева, и у Волошина, и у Сергия Булгакова, а в более отдаленной перспективе — у Некрасова с его Гришей Добросклоновым 15 и т. п.
Жертвенность является по Солженицыну столь значимым качеством подлинной интеллигенции, что должна быть отражена в самом ее названии. Выше мы приводили слова А. И. Солженицына о «самозваности» советской интеллигенции, недостойности ее интеллигентского звания, однако в его рассуждениях несколькими страницами ниже выясняется, что слово «интеллигенция» — плохо само по себе, во всяком случае, оно не подходит не только для образованщины, но и для тех, кто пожертвовав собой, «продавился» в будущее:
Слово «интеллигенция», давно извращенное и расплывшееся, лучше признаем пока умершим <...> оставшееся большинство назовет их без выдумок просто праведниками <...> Не ошибемся назвав их пока жертвенной элитой. (Солженицын 1995:128, курсив мой. — М. Л.).
Об элитарности жертвы будет сказано ниже, сосредоточим здесь внимание на том компоненте «жертвенной» семантики, который связывает ее с работой. Выясняется, что жертва не просто связана с трудом, но и прямо идентифицируется с ним. Такая идентификация зафиксирована многочисленными контекстами, но, вероятно, наиболее наглядно степень сращения этих понятий проступает во фразеологизме «искупительный труд», перешедшим из интеллигентского дискурса в официальную советскую идеологию и кодифицирующим работу в образе жертвы. До этого работа как жертва была неотъемлемой частью идеологии народников, а также разного рода группировок, идеологически антиинтеллигентских, но дискурсивно от интеллигенции зависимых (социалисты, толстовцы и др.).
Сказанное представляется важным еще в одном отношении. Описанный концептуальный комплекс оказывается соотносимым с той влиятельной традицией западноевропейской ментальности, которую вслед за Максом Вебером принято называть протестантской этикой. В общем знаменателе оказывается этическая, и даже религиозная, окрашенность труда, но трактуется она совершенно различно. Если в протестантской этике это проявлялось, в первую очередь, в ответственности работника за свой труд и его результаты (т. е. труд должен быть максимально эффективным и качественным), то в, так сказать, интеллигентской этике мы замечаем нечто прямо противоположное: возвеличивание самого труда, понимаемого почти исключительно как труд физический (жертвенный труд должен быть изнурительным!), и чуть ли не полное пренебрежение к
-----------------------------------------
15 Ср. также крайне выразительный в интересующем нас отношении текст, актуальность которого в советское время лишь возрастала:
Есть и Руси чем гордиться -
С нею не шути!
Только славным поклониться
Далеко идти.
Вестминстерское аббатство
Родины твоей -
Край подземного богатства
Снеговых степей.
131
его про дуктивности и качеству. Если протестантская этика стимулировала развитие профессионального мастерства, то в интеллигентском дискурсе, напротив, поощряется сугубый дилетантизм (ср. в этой связи иронические замечания Чапека по поводу качества изготовленных Толстым сапог). Более того, для того чтобы труд стал жертвой, он должен быть, с одной стороны, минимально связан с социальной, профессиональной и психологической подготовкой работающего, а с другой стороны, отягощен нечеловеческими условиями. Далее, с точки зрения протестантской этики важным условием труда является справедливая его оплата: работа обогащает общество и обогащает работника. Если же трактовать труд как жертву, то проблема его оплаты является вообще неуместной, чуть ли не кощунственной и во всяком случае оскорбительной для самого трудящегося. Вся эта конструкция является чисто интеллигентской — для ее создателей физический труд есть романтика, абстракция и подвижничество, а не естественный способ добывания насущного хлеба 16.
Описанное возвеличивание труда имело ряд парадоксальных следствий. Так, оно косвенным образом служило оправданием бездеятельности: во-первых, нельзя же от всех требовать «подвига», т. е. невозможного (аргумент для «слабых духом»), а во-вторых, какая может быть польза от заведомо бесполезной деятельности (аргумент для «циников»). Бездеятельность русской интеллигенции, ее враждебность по отношению к продуктивному труду (и в первую очередь, к труду умственному) — один из важных пунктов «веховской» критики.
Надо сказать, что Чернышевский и нигилисты почувствовали эту проблематику задолго до «Вех», и возникновение русского утилитаризма следует рассматривать именно в этом контексте. Так, разработанная Чернышевским этическая доктрина «разумного эгоизма» в принципе отвергает саму идею жертвенности («жертва — сапоги всмятку»). Этот русский утилитаризм имел вполне отчетливые западноевропейские истоки. Примечательно, однако, что Чернышевский (экономист!) ориентируется не на Адама Смита, а на Гельвеция и вообще традицию французского сенсуализма XVIII века. Еще важнее другое: показной цинизм «разумного эгоизма» есть чистая литературность, характерная разве что для героев самого Чернышевского и отчасти для тургеневского Базарова. Все это — литературные фикции; если же подобные им персонажи и появлялись «в жизни», то именно как реализация литературных идеалов. «Разумный эгоизм» годился для героев Чернышевского, но не для него самого, не для Добролюбова, не для нигилистов, не для народников — все они чуть ли не наперегонки спешили к мученическому финалу; символическим идеалом интеллигенции становится горение (позже Мандельштам охарактеризует поколение 90-х годов как сжегшее себя 17).
-----------------------------
16 Сказанное не означает, что значение этой конструкции лишь интеллигентским дискурсом и ограничивается. Значительный пласт ее в трансформированном виде вошел в состав советской идеологической фразеологии, в частности (после отказа от интеллигентской рефлективности и замены «мы» на «вы» или «они»), служил обоснованием карательного (также, впрочем, искупительного) труда.

Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса)
М. Ю. Лотман
02-12-2012, 15:48
Вдруг кто-нибудь не видел? :)



02-12-2012, 16:10
Зося писал(а):
Интересная мысль от Ксю Собчак
Разрушить вообще можно только через любовь,ненависть никого не разрушает а лишь делает сильнее.

Объясните мне в таком случае, что и как разрушило старый добрый клио? ...Что сейчас невозможно ничего обсудить без крика и обзывательств? :)
02-12-2012, 16:48
Письмо Ширвиндта к сыну 16:48
Никогда не думал, что и меня коснется...
02-12-2012, 16:49
Зося писал(а):
Вы что, не в курсе? Я, конечно :ROFL:

Так это именно ваша горячая любовь виновата??? :D
02-12-2012, 18:16
Termi писал(а):
Объясните мне в таком случае, что и как разрушило старый добрый клио? ...Что сейчас невозможно ничего обсудить без крика и обзывательств? :)

Контингент поменялся с культурного на малокультурный, пока была жива Натуся- подобные личности бегом в бан бежали, теперь они в полный голос, смело и решительно вываливают такую ахинею- я только диву даюсь, зачем их так рано выписали..
02-12-2012, 18:50
просто любой из "крикунов" и "обзывальщиков" так горячо любит что-то свое, чего, по его мнению, не хватает на форуме, что никакое доброжелательное общение уже невозможно.
02-12-2012, 18:59
но вообще-то отчасти можно согласиться с КС. Любовь действительно бывает очень деструктивна. Все, конечно, из лучших мотивов и побуждений.
02-12-2012, 20:07
Termi писал(а):
что и как разрушило старый добрый клио? ...Что сейчас невозможно ничего обсудить без крика и обзывательств?

такая там ненависть живёт и культивируется, взращивается любовно, что меня, честно сказать, оторопь взяла, не думала , что люди за монитором так вовлечены, похоже, на заключенных в собственных душевных темницах...
жесть натуральная, что там в головах
меня в личке недавно просветили
02-12-2012, 20:23
взращивается? вот прямо натурально - взращивается? или сама растет, как сорняк?
02-12-2012, 20:38
не знаю,Бекки
люди придумывают себе омрачения и живут в них, Кобра, по-моему, недавно сталкивалась с этим
Зося, поверите, ни разу за 6 лет,поняла, что еще умею изумляться))))
02-12-2012, 21:13
однако...
(расстроилась)
пойду, проверю личку. Сто лет не заходила.
02-12-2012, 21:14
А я забыл логин-пароль на е1 :)
И жизнь моя существенно улучшилась...

Eats, shoots and leaves
02-12-2012, 21:17
ничего :)
02-12-2012, 21:20
наверное, это тоже издержки современных коммуникаций, ну да ладно, давайте еще умных мыслей, я записываю))))
02-12-2012, 22:04
Бекки писал(а):
но вообще-то отчасти можно согласиться с КС. Любовь действительно бывает очень деструктивна. Все, конечно, из лучших мотивов и побуждений.

Деструктивна не любовь, а то, что люди считают любовью.
Так точнее.
02-12-2012, 22:14
а я прямо сейчас потрясающий фильм смотрю...
на фоне его издержки инетобщения кажутся просто нелепостью, Зося,если не видели...
"Песня ланча" с Аланом Рикманом и Эммой Томпсон.Снят по поэме, читает Рикман, удивительный голос, фильм с субтитрами, идет 45 минут
вот из кинопоиска:
Пронзительный психологический рассказ о том, как встретились за ланчем в итальянском ресторанчике Сохо после долгого расставания «Он» и «Она» — не слишком трезвый стареющий литературный редактор, некогда издавший сборник стихов, и его бывшая муза и возлюбленная.
до мурашек иногда

Последний раз редактировалось ВоронYnga 02-12-2012, 22:40, всего редактировалось 1 раз.

03-12-2012, 09:47
Ynga писал(а):
"Песня ланча" с Аланом Рикманом и Эммой Томпсон.Снят по поэме, читает Рикман, удивительный голос, фильм с субтитрами, идет 45 минут

Женский сугубо слезоточивый о5 фильмец? :Yahoo!:
03-12-2012, 10:29
Женский сугубо слезоточивый о5 фильмец? :Yahoo!:[/quote]
смотрели или как?
ваще-то там монолог 50-летнего мужчины
про мущин фильм-то
03-12-2012, 10:36
Нужно смотреть? :)
03-12-2012, 10:41
Так и быть отсмотрю. :)
Не боюсь.

На эту тему не глядел пока ничего лучше Степного волка. Шикарный Макс фон Сюдов + Доминик Санда 8)
03-12-2012, 18:45
Изображение

Don't worry, be Buddha!
03-12-2012, 20:40
Зося писал(а):
А я смотрела наш соплежуйский абсолютно неинтеллектуальный фильм Оазис любви)))

За всю свою жизнь так и не прочитала унифицированного и универсального определения любви)))

Иногда каждый на подобное "западает", просто находя для себя что-то новое, для нового себя, не вчерашнего..
04-12-2012, 11:27
Изображение


Смысл позволяет выдержать многое, возможно, вообще всё
-
Юнг
05-12-2012, 21:49
Бекки писал(а):
Любовь действительно бывает очень деструктивна.
Бабах... Не ожидал...
milaya писал(а):
Деструктивна не любовь, а то, что люди считают любовью.
+1000000000000000000000000000000
06-12-2012, 08:56
Изображение

Смысл позволяет выдержать многое, возможно, вообще всё
-
Юнг
07-12-2012, 17:07
Изображение

Смысл позволяет выдержать многое, возможно, вообще всё
-
Юнг

Сообщений: 4293 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 ... 144 След. Страница 1 из 144

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

| |